sparrow_grass

Category:

Энциклопедия Аванты "Всемирная литература" том 1

Итак, пресловутые «энциклопедии для школьников» Аванта, накупила их порядком на излете нулевых, в надежде, что пригодятся для дочкиного развития. В итоге теперь взялась их читать сама. Хотя они и позиционируются как школьные, на самом деле там во многих случаях материал вполне достойный, что-то среднее между школьным факультативом и ВУЗ-овской программой. НО! Качество весьма неравномерно, как в целом, от тома к тому, так и внутри тематических томов. Повникав в разные, я поняла в чем дело. Издавалась энциклопедия на базе РГГУ, соответственно и уклон — большинство томов тематически гуманитарно направленных качества довольно хорошего и даже иногда очень хорошего; но все, что касается точных и естественных наук... ну как сказать, для непроходимых гуманитариев, знаете таких, которые «ах я даже не могу посчитать количество прочитанных в книге страниц!», может оно еще и ничего, но для тех, кто по-настоящему интересуется естественными и/или точными науками, авантовские тома — пустая трата ресурсов.

Что касается первого тома по Истории Всемирной Литературы (Второй еще не читала), то с уверенностью могу его рекомендовать всем, кто желает начать вникать в литературоведческий процесс и не обладает пока что систематическими знаниями по этой теме. Для начала пути, плюс как организующий путеводитель — идеальное решение! Обстоятельные, интересные, но не слишком длинные статьи по следующим темам:

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

-/- БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И ВИЗАНТИИ

-/- ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

-/- ВОСТОКА II — XVIII веков (там очень коротко, но все-таки — Индия, Арабская литература, Персия, Армения и Грузия, Китай, Япония — все это богатство, если честно, я пока что пропустила, поскольку сосредоточилась для начала на европейской, но еще вернусь к этим статьям обязательно)

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (итальянская, немецкая, французская, английская, испанская и португальская)

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII века (снова тот же набор, как в Ренессансе, за исключением сошедшей со сцены Италии)

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века (снова тот же список национальных культур, но снова появляется Италия, а Испания исчезает, доминирует и завершает тему и том дуэт Гете и Шиллера, к моей превеликой радости)

В общем, проделала я за прошлый год этот самый путь «от Гомера до Гете», очень этому рада, многое в голове прояснилось. Помогало еще и то, что я параллельно себе завела проект по изучению человеческого сознания (в биологическом аспекте, по-просту говоря, проект про мозг ;)), но об этом поподробнее расскажу как-нибудь потом (может быть). Ставила разные вопросы сама себе (и иногда другим ;)), большинство из них оказывались в конце концов абсурдными, что тоже неплохой результат. Например, в какой-то момент я увлеклась вопросом о происхождении поэзии, почему она вроде как раньше прозы в литературе возникла и каким образом тоже зародилась в литературе проза, по каким законам она развивалась, является ли поэзия обязательной составляющей любой человеческой культуры? Вообще тут имеем смысл сказать, что еще год, да какое там, еще полгода назад, я была полнейшим профаном в поэзии. Это кстати сейчас во всяких околокнижных соцсетях типа лайвлиба или букстаграма такой очень модный тренд — читают в основном крупную прозу, поэзия и рассказы отдыхают от массового современного читателя. Многие говорят, что поэзию не понимают, то же самое еще недавно говорила и я, хотя меня это немного смущало и я втайне надеялась как-то этот момент, хотя бы в отдаленном будущем, поправить. Но внезапно это будущее наступило очень скоро ;))))

Так вот, возвращаясь к конкретному авантовскому тому, некоторые авторы статей тут оказались супер классными профессионалами-филологами. Некоторых я попыталась разыскать в сети, найти что-то из их научного творчества. Особенно сильное впечатление на меня произвели статьи (сюрприз-сюрприз!) про литературу Древней Греции. Написаны они в большинстве своем Ольгой Левинской (Ахуновой, как я нашла потом в сети, по-видимому, фамилия после замужества). Ниже привожу пример одной страницы из энциклопедии:

Ольга Левинская - крупный специалист по античности, работает в МГУ, я так подозреваю, что в традициях великого Гаспарова. Она много изучала Апулея (кстати, как ни странно, но статьи в аванте про римлян вообще и Апулея в частности написаны другими авторами, ну да ладно), ищу кстати ее книгу по «Метаморфозам (или золотой осел)», пока удалось только пару статей прочесть, посмотреть короткие видео на Постанауке и беседу с ее участием в скучной литературной передаче, которая когда-то выходила на телеканале «Культура» (а может и сейчас еще выходит).

Апулей кстати меня очаровал! Ради него купила издание серии литпамятников Академии наук, с огромным удовольствием прочла его «Метаморфозы». Меня удивляет, что эту книгу относят к эротическому чтению... но не суть, наверное, имеет смысл все-таки как-нибудь поговорить про приключения золотого осла отдельно, с удовольствием вернусь к этой книге опять. 

Еще конечно по ходу своего литературноисследовательского путешествия читала некоторые вещи, восполняя пробелы. Еще у Гаспарова в его «Занимательной Греции» меня очаровал Ксенофонт со своим «Анабасисом», его я тоже прочла, кстати смешно было, что вначале на одну страницу текста приходилось читать 2 — 3 страницы комментариев. Очень понравилось, я думаю, кстати, что это произведение как раз является одним из основоположников будущей прозы, про которую мне все так хотелось что-то понять :)))

Из трагиков больше всех ... ой, ну в самом деле, надо бы уже остановиться и как раз про трагиков и комиков написать отдельно, попробую в следующий раз ;)

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.